Адаптация ребенка к школе

Содержание

  • Сложности адаптации
  • Каким детям сложнее адаптироваться
  • Как облегчить адаптацию
  • Виды адаптации
  • Сроки адаптации
  • Признаки успешной адаптации: социальной, психологической, физической

Начало школьной жизни для ребенка, который еще недавно ходил в детский сад или находился дома, является стрессовой ситуацией. Одни дети быстро справляются с этим и привыкают к новому, другие испытывают ряд трудностей. Такие различия обусловлены способностью конкретного ребенка к адаптации к новым условиям. И тем детям, которые с трудом привыкают к новому распорядку, урокам, школьным требованиям, нахождению в коллективе, обязательно нужна профессиональная помощь психолога. Это важно для преодоления трудностей данного этапа и дальнейшей успешной учебы.

Адаптация ребенка к школе

В чем сложность адаптации

Что вызывает трудности у детей? Практически все. У дошкольников обычно достаточно вольная и спокойная жизнь, наполненная играми и удовольствиями. Став школьником, вчерашний малыш должен изменить многое, в том числе:

  • режим дня – теперь он будет включать ранний подъем, ежедневное хождение в школу, повторяющуюся рутину;
  • коллектив – в классах примерно по 30 учащихся, часто они не знакомы друг с другом;
  • уровень своей подвижности – нельзя в любой момент встать и побегать, заняться игрой, нужно сидеть за партой;
  • обязанности – свободного времени меньше, так как часть его посвящена закреплению пройденного в классе, дополнительным занятиям.

Нормальная адаптация в школе длится от 3 до 6 месяцев. Если за этот период трудности у ребенка сохраняются, значит, пришло время принимать меры. Важно понимать, что всем дошкольникам непросто привыкнуть к школе, даже тем, кто быстро вливается в коллектив, находит друзей и с удовольствием учится.

Каким детям адаптироваться сложнее

Чаще трудности в адаптации возникают у первоклассников, чья нервная система имеет те или иные особенности. Это дети:

  • С повышенным уровнем двигательной активности. Они не могут концентрироваться в должной мере, так как их нервная система побуждает к постоянному движению, поэтому сидение за партой превращается в невыполнимую задачу. Дети плохо слушают объяснения, не усваивают знания и часто хулиганят, находя таким образом выход для своей энергии.
  • С повышенной чувствительностью к нагрузкам – дети быстрее устают, не могут долго сосредотачиваться на заданиях, из-за чего отстают в учебе. Утомляемость может быть вызвана особенностями здоровья или психики.
  • С высоким уровнем подготовки – хорошо подготовленные или одаренные дети могут скучать на обычных уроках и от скуки нарушать дисциплину, баловаться, мешать заниматься другим. Отличный выход для таких школьников – индивидуальное обучение.
Адаптация ребенка к школе

Как облегчить адаптацию

Адаптировать ребенка к школе помогут игры в школу. Раз за разом проигрывая с мамой игру в учительницу и ученика, ребенок привыкает к этим ролям и, встретившись с ними в реальной жизни, воспринимает уже как нечто знакомое. Это способствует адаптации.

Еще один вариант – посещение каких-либо секций или кружков. Это вариант мягкой предварительной социализации, при котором ребенок знакомится с дисциплиной, расписанием, обязанностями. Подходит для этой цели и детский сад.

Если ребенок начинает учебу в онлайн-школе, вопрос адаптации не стоит остро. Дистанционную учебу можно также сделать тренировочным этапом перед школой. Пройдя программу для дошкольников, будущий первоклассник знакомится с процессом обучения и лучше потом адаптируется в традиционной школе.

Адаптация ребенка к школе

Виды адаптации

Адаптация детей в школе является многоуровневой и подразделяется на следующие виды:

  • организационная – означает приспособленность ребенка к режимным моментам, правилам, обязанностям;
  • мотивационная – говорит о сформированном желании учиться, узнавать новое;
  • социальная – заключается в приемлемом в обществе поведении в условиях новой социальной среды, формировании нормальных отношений с детьми и взрослыми;
  • психологическая – означает хорошее эмоциональное состояние ребенка в различных ситуациях.

По каждому из видов адаптации ребенок может находиться на разных уровнях. Отклонения в показателях показывают, на какой именно аспект стоит обратить внимание. Нельзя судить об успешности младших школьников только по их оценкам. Помимо этого, очень важны и другие моменты – появление новых друзей, положительное отношение к учебе, способность выдерживать ежедневные нагрузки.

Адаптация первоклассника к школе считается успешной, если по всем четырем видам достигнуты хорошие результаты.

Сроки адаптации: от чего они зависят

Адаптация детей к обучению в школе длится до полугода, и этот срок зависит в том числе от:

  • индивидуальных особенностей психики;
  • домашней обстановки;
  • сложности образовательной программы для конкретного ребенка;
  • влияния других стрессовых факторов;
  • уровня дошкольной подготовки.

Взрослые могут оптимизировать условия подготовки и свести к минимуму влияние стрессовых факторов, поэтому их роль в процессе привыкания ребенка к школе очень велика. Если ребенок испытывает интерес к школе, занятиям, новым друзьям, можно предположить, что процесс адаптации идет хорошо. Психологи советуют больше слушать ребенка и поощрять его рассказывать о школьной жизни. Предлагать свою помощь нужно обязательно, но именно предлагать, позволяя ребенку самому оценить, нуждается он в ней или нет

Адаптация ребенка к школе

Признаки успешной адаптации

Можно считать период адаптации успешно пройденным, если ребенок:

  • охотно рассказывает о школе, передает свои диалоги с друзьями, вспоминает смешные случаи;
  • не устает чрезмерно, сохраняет активность и после уроков, хорошо ест, не жалуется на слабость, усталость, головную боль;
  • ходит в школу с удовольствием;
  • завязал и поддерживает новые знакомства;
  • симпатизирует учителям;
  • не хочет вернуться в детский сад.

Социальная адаптация ребенка

Успешная социальная адаптация ребенка в школе требует наличия определенных навыков, которые ускорят и облегчат процесс привыкания к школьной жизни. К этим навыкам относятся:

  • бытовые – умение самостоятельно одеваться, справляться со шнурками и застежками, складывать свои принадлежности;
  • социальные – умение общаться со взрослыми и детьми, говорить о своих чувствах, соблюдать правила безопасности, ориентироваться внутри и снаружи зданий.

Психологическая адаптация

О психологической адаптации судят по качеству следующих факторов:

  • позитивном настрое и положительном восприятии школьной жизни;
  • готовности получать новые знания, жажде учебы;
  • соответствии психических процессов возрастным нормам;
  • способности к самооценке.

Важно обеспечить индивидуальный подход к развитию ребенка, чтобы поощрять и стимулировать его к учебе и адаптации. Ориентация не на заучивание, а на размышления и открытия дарит радость познания и приносит удовольствие любому человеку, тем более – первокласснику. Чувствуя себя исследователем, такой ребенок будет с энтузиазмом постигать новые для себя области знаний и легче переносить тяготы школьной жизни, а его психологическая адаптация будет более быстрой и успешной.

Физическая адаптация

Оценивать физическую адаптацию следует по таким факторам, как:

  • ежедневная физическая выносливость;
  • отсутствие нарушений сна;
  • сохранение типичного для данного ребенка аппетита;
  • отсутствие усталости, слабости;
  • нахождение в ремиссии хронических заболеваний или их обострение;
  • появление новых заболеваний или учащение эпизодичности имеющихся.

Основным подходом к организации процесса обучения должен стать сохраняющий здоровье. Именно родители должны обеспечить это, поскольку именно они хорошо осведомлены о физическом состоянии своего ребенка.

Адаптация ребенка к школе

Проблема адаптации ребенка к школе – комплексная, решать ее следует общими силами родителей и педагогов. Минимизируя влияние отрицательных факторов и создавая благоприятные условия для будущего первоклассника, можно помочь ему быстрее и легче пройти адаптационный период и стать успешным школьником.

Также по теме

Мультик на вечер: ТОП -5
Читать
ТОП-5 книг для родителей будущего первоклассника
Читать
Выбор школы: как не промахнуться ?
Читать

Записаться на консультацию

Перед записью ребенка в группу, необходимо пройти диагностику логопеда и психолога. Оставьте свои контактные данные, мы свяжемся с вами и проконсультируем по всем вопросам!